Во время пребывания в образовательном учреждении учащиеся вынуждены большую часть время проводить сидя за партой, что влечет за собой, снижение активности тела, в том числе снижение усилий и силовых нагрузок на всю опорно-двигательную костно-мышечную систему. Организм подвергается постоянному насильственному расслаблению, что приводит к ослаблению и заболеваниям костно-мышечного аппарата, болезням позвоночника, искривлению осанки, нарушению нервной системы, сбоям в пищеварительной и кровеносной системах.

         Одним из решением этих проблем является организация учебного процесса в режиме смены динамических поз, т.е. учащиеся получают возможность заниматься как сидя за партой, так и стоя за конторкой.

         Ученический стол «Конторка» – специализированное учебное место, обеспечивающее оптимальный режим учащегося в условиях сохранения здоровья:

  • является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии;
  • позволяет организовать учебный процесс сообразно подвижной природе учащегося;
  • обеспечивает активизацию и снятие монотонности учебного процесса.

Особенности конструкции

         В конструкции ученического стола «Конторки» используется как механическая, так и автоматическая регулировка по высоте. Столешница конторки имеет регулируемый угол наклона, что обеспечивает профилактику нарушений зрения, перспективное искажение печатных знаков в книге или тетради, а также возможность использования конторки для различных видов деятельности – творчества, письма и т.д.

         Пластиковый стаканчик, размещенный на столешнице конторки, обеспечивает удобство хранения письменных принадлежностей, что особенно важно для учащихся начальных классов.

Общие рекомендации

         Главное внимание родителей и учителей должно быть направлено на то, чтобы не дать оформиться у ребёнка устойчивого «засиженного» стереотипа (привычки), т.е. той «усидчивости», которая так приятна и учителям, и родителям, и которой многие годы они добиваются, не подозревая о печальных последствиях. Конструкция конторки предполагает читать-рисовать-писать на наклонной поверхности столешницы, и заниматься другим рукотворчеством (лепка, конструирование) — на горизонтальной.

         Перед внедрением режима динамических поз рекомендуем ребёнка показать ортопеду, а если такового нет — педиатру. Речь идёт об обязательном замере состояния стопы, позвоночника (желательно функциональное состояние других органов). Наличие у детей плоскостопия не является противопоказанием для занятий за конторкой. Просто такие дети должны чаще менять позы стоя-сидя-лёжа, а также дополнительно выполнять специальные лечебно-коррекционные упражнения для стопы. При этом самым важным здесь является воспитание у ребёнка способности слышать потребности своего тела. Только он должен решать сам, сколько минут ему следует постоять за конторкой, а сколько посидеть за столом.

         Практика показала, что на начальных этапах адаптации детей к динамическим позам наиболее оптимальным режимом оказался тот, при котором дети меняют позы «стояния за конторкой — сидения за партой» через каждые 15 минут. В процессе такой адаптации продолжительность разового стояния за конторкой не должна превышать 25 минут.

         У некоторых людей возникает естественный вопрос: а не разовьется ли при этом у детей плоскостопие? Нет, ведь приобретённое плоскостопие — это итог систематического сидения и, как следствие, расслабления связочного аппарата стопы. Представьте: в течение учебного года сидеть с поджатыми ножками. За это время связочный аппарат придёт в состояние «расслабления». В этих условиях достаточно дать на него значительные нагрузки (прыжки, бег, длительная ходьба), как стопа может уплоститься. Обращаем особое внимание: правильно оформленная с раннего детства стопа — это не только эффективное развитие и функционирование внутренних органов, но и оптимальное развитие, особенно у девочек, костей таза, играющих сверхважную роль в родоразрешении.

         И ещё важно помнить, наш глаз — это сканер. Все образы, которые он «снимает», должны находиться в движении. Обездвиженный образ глаз не воспринимает. Или воспринимает в режиме…отторжения. Через семь секунд, если перед глазом находится неподвижный объект, начинается отторжение этого образа. При продолжающемся изо дня в день, из года в год использовании преимущественно ближнего зрения наблюдается отмирание клеток отростков нейроэпителия коры головного мозга, настроенных на восприятие предметов находящихся в пространстве.

         Вот почему ребёнку необходим режим дальнего зрения, его зрительные горизонты должны быть раздвинуты как можно шире. Лучше всего для этого подходят естественные природные ландшафты. Ну, а дома, в помещении, в детском саду, школе нужно обязательно освободить окна от штор, занавесок, что мешает глазу ребёнка, да и взрослого, работать в наилучшем режиме дальнего зрения.

         Опыт показал, что дети с восторгом работают за конторкой. При этом не только укрепляется весь опорно-двигательный аппарат, нет искривления позвоночника и болей в спине, но и повышаются психическая устойчивость, внимание, творческие способности и иммунитет, исчезает утомляемость. Дети растут равномерно в течение всего года, а не только в период летних каникул. А главное улучшается умственная деятельность детей. Они вырастут стойкими, способными преодолевать жизненные испытания. А это, согласитесь, немаловажно.

 

 

УЗ «Костюковичский райЦГЭ», ГДП

Добавлено 05.03.2019 16:08