Версия для слабовидящих
 

Режим дня школьника

Психологическое стремление к переменам занятий – врожденное качество человека, поэтому систематическое чередование различных видов деятельности, смена умственной и двигательной работы отдаляют утомление. Дети привыкают к режиму дня, что способствует улучшению самочувствия, настроения, работоспособности. У школьников, привыкших выполнять домашние задания в одни и те же часы, появляется к этому времени готовность всего организма к напряженной умственной работе. В этом случае им не приходится долго врабатываться.

Соблюдение режима дня способствует не только укреплению здоровья школьника, но и его правильному воспитанию, формированию таких качеств, как организованность, дисциплинированность, умение подчинять свои желания требованиям окружающей его действительности.

В каждой семье режим организуется по-своему, что зависит от жилищно-бытовых условий семьи, отдаленности школы от дома, степени занятости детей в семейных делах, от занятий в спортивных секциях, музыкальных школах, кружках и т.п. Но основной план режима дня должен оставаться постоянным. В первую очередь это касается сна. Соблюдение возрастных физиологических норм сна совершенно обязательно. Систематическое недосыпание нарушает работоспособность центральной нервной системы, отрицательно влияет на организм ребенка в целом. Свежий воздух в помещении, не очень мягкая постель, соблюдение тишины, достаточная продолжительность сна в зависимости от возраста ребенка способствуют наиболее полноценному отдыху детского организма. Продолжительность сна считается оптимальной: для детей 6-7 лет – не менее 12 – 11 часов (10 часов ночью и 2-1 час днем); 8 – 10 лет – 10 часов; 11-14 лет – 9,5 - 9 часов; 15-17 лет – 9-8 часов. Важно соблюдать установленное время отхода ко сну и пробуждения. Соответственно возрасту устанавливается время отхода ко сну: для школьников 6-10 лет – 21.00, 11-14 лет – 21.30, 15-17 лет – 22.00-22.30. Подъем в 7 часов наиболее рационален, более ранний отрицательно сказывается на самочувствии детей и увеличивает период врабатывания на первом уроке. Кроме того, после подъема в режим дня должны входить физкультурная зарядка с водными процедурами, горячий завтрак, кратковременная активная прогулка.

Подготовка домашних заданий должна совпадать по времени с повышенной физиологической активностью организма ребенка: для детей, занимающихся в школе в 1-ю смену – с 16.00, во 2-ю – с 9.00.

При составлении режима дня важно учесть требования по продолжительности приготовления домашних занятий учащимися разных классов: 1 кл. – до 1 часа (оптимально – ¾ часа); 2 кл.– до 1,5 часа (1 час - оптимально); 3 – 4 кл. - до 2 часов (1,5 часа - оптимально); 5 – 6 кл. – до 2,5 часов (2 -2,5 часа оптимально); 7 кл. – до 3 часов (2,5 часа оптимально); 8 – 10 кл. – до 4 часов (3 часа оптимально).

В режиме дня необходимо предусмотреть время на прогулки, подвижные игры и спортивные занятия (не менее 2,5 – 3 часов школьник должен пребывать на свежем воздухе).

Занятия в кружках и секциях должны проводиться не чаще двух раз в неделю длительностью до 1 часа для младших школьников и 1,5 часа - в старших.

При правильном режиме питания пищу школьники должны принимать 4 раза в день в строго определенное время в требуемых количествах и ассортименте.

Таким образом, составить режим дня школьника с учетом вышеуказанных регламентов не столь трудно. Сложнее научить школьника выполнять его. При этом необходимо учесть, что чем конкретнее, целеустремленнее, с пониманием значимости предъявляемых требований родители будут контролировать соблюдение детьми режима дня, тем быстрее режимные моменты станут обязательными в поведенческом стереотипе ребенка.

 

Добавлено 17.12.2021 11:48