В настоящее время, в связи с высоким объемом учебных нагрузок, уменьшением времени пребывания детей на свежем воздухе, увеличением продолжительности нахождения за компьютером, распространением вредных привычек и зависимостей среди подростков стала острой проблема формирования мотивации к сохранению и укреплению здоровья. Основы здоровья закладываются в детстве, поэтому необходимо объединить усилия педагогических, медицинских работников, родителей и учащихся, направленные на формирование устойчивых навыков здорового образа жизни.

Дети вырастут и во взрослой жизни реализуют тот потенциал здоровья, интеллекта, физической и творческой активности, который был заложен и сформирован в детском возрасте. Актуальным остается выражение «Здоровые дети – здоровая нация». Здоровое детское население сегодня определяет будущее благополучие, уровень экономического, духовного и культурного развития общества завтра.

Учреждение образования – особое образовательное пространство, где происходит не только формирование социально адаптированной личности, её профессиональное и гражданское становление, но и формируется одна из самых важных характеристик человека – здоровье. Поэтому приоритетным направлением работы является создание здоровьесберегающей среды в учреждении образования, разработка системы профилактических мероприятий, внедрение оздоровительных технологий, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся.

Нельзя улучшить свою наследственность и лично повлиять на уровень здравоохранения, нельзя значительно изменить экологические условия своего существования, но образ жизни, который человек избирает, целиком зависит от него самого.

В ГУО «Средняя школа № 1 г. Костюковичи» осуществляется мониторинг здоровья учащихся школы на основе ежегодного медицинского осмотра, показателей заболеваемости учащихся в течение года, анализа медицинской документации, справок о состоянии здоровья, выданных специалистами центральной районной больницы.

Результаты диагностики заболеваний показали, что среди учащихся высокий уровень патологии органов зрения – 11 %; нарушения опорно-двигательного аппарата –  4,5 %; сердечно-сосудистые заболевания – 4 %; нарушения в эндокринной системе и ЖКТ по 3 %; заболевания ЛОР органов и мочевыделительной системы по 2 %; центральной нервной системы – 1 %; органов дыхания – 0,5 %.

Анализ полученных результатов показателей здоровья обучающихся выявил, что 69 % детей практически здоровы, 31 % детей имеют функциональные нарушения и отклонения в состоянии здоровья. В то же время необходимо отметить, что здоровье школьников находится в прямой зависимости от условий обучения, двигательной активности, правильного чередования нагрузки и отдыха, условий семейного воспитания, питания детей.

С учетом вышеназванных показателей о состоянии здоровья учащихся было принято решение об участии в проекте «Школа – территория здоровья» («Здоровый класс»).

Было решено включить в данный проект учащихся 5 и 8-х классов: учащиеся 5 класса (30 учащихся), перешедших с I  на II ступень образования, учащиеся 8-х классов (44 учащихся), уже обучающихся на II ступени в течение 3-х лет.

Была создана инициативная группа, в которую вошли классные руководители, медицинская сестра, педагог-организатор, педагог социальный, педагог-психолог, библиотекарь, президент ученического самоуправления, родители учащихся.

В начале проекта с целью изучения распространенности поведенческих факторов риска школьников, среди учащихся 5 и 8 классов  было проведено социологическое исследование методом анкетного опроса. В анкетировании приняли участие 30 пятиклассников и 44 восьмиклассника (100 %). Проведенное социологическое исследование подтвердило необходимость запуска профилактического проекта, так как многие респонденты относятся к группе риска из-за того, что имеют в своем окружении друзей и родственников, ведущих не вполне здоровый образ жизни, некоторые уже пробовали курить и употреблять спиртные напитки. У половины подростков выявлены проблемы в рационе питания. Недостаточное внимание уделяется профилактической работе с ребятами в семьях. По результатам исследования чуть более половины подростков могут назвать свой образ жизни здоровым.

Таким образом,  социологическое исследование указало на тот факт, что информационно-профилактическая работа целесообразна не только с учащимися, но и с их семьями с целью обеспечения наивысшей результативности и эффективности.

В октябре 2017 года был проведен учебно-методический семинар «Организация работы по укреплению и сохранению здоровья учащихся в ходе образовательного процесса» для классных руководителей 5, 8 «А», 8 «Б» классов, а так же для педагогов, которые работают в данных классах. Организовано занятие «Организуем активный досуг для детей» для родителей  5, 8 «А», 8 «Б»  классов, подготовлены рекомендации по данной теме.

С целью информационного обеспечения в классах, где проходят учебные занятия, оформлены стенды: «Мы выбираем здоровье», «Азбука здоровья», информация о мероприятиях, проводимых в рамках проекта, размещена на школьном сайте.

С целью предотвращения заболеваний опорно-двигательного аппарата, профилактики сколиоза, нарушения зрения педагогами отслеживается правильная посадка учащихся за партой, соблюдение норм и правил выполнения, чередования и смена видов деятельности на уроках. Особое внимание отводится недопущению утомления учащихся на уроках. С этой целью проводятся физкультминутки и работа с тренажерами.

Нормой для учащихся стало выполнение упражнений утренней зарядки перед занятиями.

Большое внимание уделяется проведению спортивно-массовых мероприятий, в том числе с участием родителей учащихся. Классные руководители для этой цели используют возможности шестого школьного дня.

Составлен план проведения подвижных перемен между учебными занятиями. У учащихся есть возможность отдыхать в спортивном зале, стадионе, в фойе школы, на улице, используя комплекс физических упражнений и подвижных игр.

Особое внимание уделяется оздоровлению и формированию навыков ЗОЖ   в период каникул. Предусмотрено  проведение игр в сочетании с закаливанием и приемом водных процедур и солнечных ванн, что  положительно сказывается на здоровье ребят. Улучшению здоровья детей способствуют занятия плаванием в открывшемся физкультурно-оздоровительном центре «Физкультура и здоровье». Все учащиеся 100% посещают плавательный бассейн.

Формированию навыков здорового образа жизни, профилактике вредных зависимостей способствует организация общественно-полезного труда, совместная работа в коллективе по благоустройству школьной территории, личный пример педагогов.

Особое место в организации работы по формированию культуры здорового образа жизни принадлежит организации и проведению Дней Здоровья, которые проводятся каждую 2-ю субботу месяца.  Каждый подросток имеет возможность принять участие в самых разнообразных соревнованиях, оздоровительных мероприятиях, лекториях, викторинах, конкурсах.

Необходимо отметить тесное взаимодействие учреждения образования с УЗ «Костюковичская центральная больница» и УЗ «Костюковичский райЦГЭ», представители данных учреждений принимают активное участие в проведении информационной работы с педагогами, учащимися и родителями по вопросам формирования навыков здорового образа жизни, дважды в месяц (2-й и 4-й четверг месяца) не только приходят  к ребятам с лекторским материалом, но и проводят  встречи в форме диалога, круглого стола, конференции, что дает  возможность усвоить материал в более доступной и понятной, игровой форме («Правильное питание – залог здоровья и долголетия», «Береги зрение», «Красивая осанка – здоровое тело», «Мода на здоровье», «Наследственность и здоровье», «Здоровье и выбор профессии», «Профилактика вредных зависимостей»; «Безопасное поведение»; «Профилактика наркомании»; «Подросток и вредные привычки»).

Вопросы: «Создание здоровьесберегающих условий во время образовательного процесса», «Здоровое питание – здоровые дети»,  «Формирование культуры здорового образа жизни» рассматриваются на родительских собраниях.

В учреждении образования проводится целенаправленная работа по профилактике вредных привычек. Учащиеся данных классов  принимают активное участие в акциях: «Скажи курению «НЕТ!», «Нет пиву и слабоалкогольным напиткам», «Скажем пьянству – нет», «Опасность: СПИД!». В классах оформлены уголки, в которых размещается информация по вопросам ЗОЖ, практические советы по правилам дорожного  движения, пожарной безопасности, охране жизни и здоровья детей. В фойе школы оформлены стенды «Соблюдаем законы дорог», «Осторожно, грипп», «Профилактика ОРВИ», «Для вас, родители». В конце последнего урока проводятся минутки безопасности.

Налажено взаимодействие с представителями Белорусской Православной Церкви по вопросам духовно-нравственного здоровья. Организованы встречи с представителями Белорусской Православной Церкви по формированию духовно-нравственных ценностей.

Организация экскурсий, поездок, прогулок, спортивно-массовых и физкультурно-оздоровительных мероприятий положительно сказывается на здоровье учащихся.

На протяжении учебного года заместителем директора по воспитательной работе, медицинским работником, педагогом-психологом, специалистами районного центра гигиены и эпидемиологии осуществляется оценка состояния здоровья учащихся, уровня знаний, навыков и умений в области здоровья, проводится мониторинг эффективности деятельности ШЗ с использованием индикаторов оценки эффективности системы профилактических и воспитательных мероприятий в ГУО «Средняя школа № 1 г. Костюковичи». Информация по итогам самоконтроля и мониторинга заслушивается на совещаниях при директоре, на УМО классных руководителей.

Анализ медицинских осмотров показывает, что, как правило, формирование хронических заболеваний у школьников начинается с 11-12 лет.

Проведенная работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся 5, 8 «А», 8 «Б» классов указывает на то, что в мае 2018 года в сравнении с сентябрем 2017 года учащихся с 1 группой здоровья увеличилось на 0,2 %, учащихся со 2 группой здоровья  увеличилось на 0,3 %.

Анализ характеристики заболеваний показывает, что снизился процент учащихся с заболеваниями органов дыхания на 0,2 %  и опорно-двигательного аппарата на 0,7 %. Снизился процент учащихся с заболеваниями ОЗ и ЖКТ.

На 0,7 % увеличилось количество учащихся практически здоровых, следовательно,  снизился процент учащихся, имеющих отклонения в здоровье.

Охват учащихся физической культурой и спортом  составляет 100%. С большим удовольствием ребята посещают физкультурно-оздоровительный центр «Физкультура и здоровье». Занятия в спортивном и тренажерном зале, в плавательном бассейне, на теннисном корте пользуются большой популярностью среди детей и подростков.

Курящих детей и употребляющих алкогольные напитки в данных классах нет. Пропущено дней по болезни на одного ребенка за 2017/2018 учебный год – 0,8 дня.

Именно этим обосновывается одна из основных задач – создание здоровьесберегающей среды в учреждении образования, формирование сознательного отношения учащихся к здоровому образу жизни.

Сегодня мы можем сделать вывод о том, что  работа по проекту «Школа – территория здоровья» активизировала деятельность коллектива по здоровьесбережению, оздоровлению учащихся, повысила информированность всех участников образовательного процесса в вопросах охраны здоровья, сформировала команду единомышленников, пропагандирующую здоровый образ жизни. Считаем, что работу в данном направлении в 2018/2019 учебном году следует продолжить, расширив сферы деятельности по проекту с вовлечением в него учащихся I ступени образования.

 

 

Заместитель директора по

воспитательной работе ГУО «Средняя

школа № 1 г. Костюковичи»                                                        И.Г.Байкова

Добавлено 05.04.2019 12:22