Профилактика компьютерной зависимости
Пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности и ограничению общения с окружающими.
Виды компьютерной зависимости:
Сетеголизм. Человек постоянно пребывает в сети интернет. Может находиться в просторах виртуальной паутины по 14 часов в сутки. Занят общением в социальных сетях, просмотром новостных лент.
Игромания. Чрезмерное увлечение играми. С помощью ролевых компьютерных игр можно уйти от реальности, перевоплотиться в какого-то персонажа.
Неролевые компьютерные игры. Основная цель данных игр — набор очков и прохождение этапов. К ним относят все варианты карточных рулеток, игровых автоматов, аркады.
Шопоголизм. Это зависимость от покупок через интернет. Психологи относят этот феномен к разновидности аддиктивного поведения. У человека ярко выражено желание оформить заказ на что-либо, пусть даже совершенно ненужное.
Работолизм. Пристрастие к выполнению своих профессиональных обязанностей с помощью современных гаджетов.
Аддикция отношений. Перенос реального общения и романтических
отношений в компьютерную среду.
Признаки компьютерной зависимости:
– подъем настроения после использования компьютера;
– отсутствие контроля и постоянное увеличение времени пребывания за компьютером, умалчивание или вранье на счет его количества, проведенного за компьютером;
– пренебрежение личной гигиеной;
– невыполнение домашних обязанностей;
– сокращение времени общения с близкими и друзьями в пользу времени проведения за компьютером;
– ухудшение настроения, раздражение при обстоятельствах, мешающих использовать компьютер.
Причины возникновения компьютерной зависимости:
– отсутствие навыков самоконтроля;
– неумение самостоятельно организовывать свой досуг;
– отсутствие или недостаток общения и теплых эмоциональных отношений в семье;
– отсутствие друзей;
– неумение ребенка выстраивать общение с окружающими;
– незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером;
– стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;
– низкая самооценка и неуверенность в своих силах;
– желание ребенка быть «как все» его сверстники, подражать им;
– отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
– общая неудачливость ребенка;
– склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
Профилактика компьютерной зависимости:
– Ограничить время нахождения ребёнка за компьютером.
– Правильно организовать досуг ребенка, занять его полезными делами, чтобы не осталось времени на игры.
– Записать ребенка в кружки и секции по интересам. Внешкольные занятия помогают обрести любимое дело, хобби.
– Расширить кругозор ребенка. Найти для него интересную литературу.
– Приобщить его к спорту. Физические нагрузки помогают бороться с накопившимся стрессом. К тому же это полезно для здоровья и общего самочувствия.
– Узнать больше о круге общения ребенка. Если его друзья увлекаются компьютерными играми, вероятно, такой же интерес возникнет у подростка. Но не стоит запрещать общаться подростку с его друзьями, так как это только ухудшит ситуацию.
– Проводить с ребенком больше свободного времени. Организовать общий для всей семьи интересный досуг.